Путеводитель по онлайн-ресурсам
Эксперты НИУ ВШЭ собрали в одном месте лучшие сервисы для самостоятельного образования
Этот список онлайн-сервисов — результат исследования «Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников» НИУ ВШЭ. Он был сформирован на основе индекса образовательных стартапов EdIndex (собранный Edutainme онлайн-каталог с более чем сотней подобных российских инициатив) и учитывает специфику российского рынка электронных ресурсов. Основной принцип разделения — преобладание той или иной функции.
Ресурсы, ориентированные на получение и анализ информации:
Ресурсы, ориентированные на коммуникацию и совместную работу:
Ресурсы, которые подразумевают максимальную интерактивность и творчество:
Cервисы для обучения разным предметам, подготовки к экзаменам или развития некогнитивных навыков:
Исследование было проведено Институтом образования НИУ ВШЭ и Edutainme в 2015 году. В картировании российского рынка электронных образовательных сервисов для подростков участвовали Сергей Косарецкий, издатель Edutainme — интернет-журнала и исследовательской лаборатории, изучающей новые технологии в образовании, Владимир Синельников, главный редактор Наталья Чеботарь и редактор этого ресурса Александра Милякина.
При составлении «карты» онлайн-курсов были опрошены сотрудники восьми известных российских образовательных онлайн-проектов, включая Лекториум, NewTutor «Дистанционный репетитор», Novisse, 01Math, Sibege, Maximum Education.
У репетиторских сервисов немало альтернатив
Около 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет используют интернет для учебы, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 год. Это немного уступает доле школьников, использующих сеть для развлечений (89%).
Поиск ресурсов, связанных со школьной программой, и материалов для саморазвития, стал одним из ведущих типов активности молодежи в интернете. При этом и сама специфика онлайн-ресурсов обусловливает их высокую доступность для школьников в регионах и детей из малообеспеченных семей (прежде всего в бесплатном сегменте). Так, доля региональных пользователей, по данным опрошенных экспертов, может доходить до 60%.
В то же время уровень информированности потребителей о качестве предложений на рынке онлайн-образования и практике их применения оставляет желать лучшего. Площадки для знакомства и обратной связи, по сути, отсутствуют. А «ЕГЭ-ориентированное образование» определяет и отношение родителей к таким ресурсам. «Предпочтение отдается репетиторским сервисам, дети недостаточно информируются о возможностях других сервисов и недостаточно мотивируются к их использованию», — подчеркнули авторы исследования.
Российский рынок онлайн-образования для школьников представляет солидный спектр предложений и динамично развивается, но пока несравним с мировым по масштабу и качеству. Его отличают ориентация на внутренний рынок и преобладание коммерческих предложений над некоммерческими, считают эксперты.
Ведущие форматы — платные онлайн-курсы и платформы для тьюторства. Наиболее популярны проекты для подготовки к экзаменам, изучения английского языка, математики и программирования. И, напротив, слабо представлены сервисы для обучения гуманитарным дисциплинам, формирования некогнитивных навыков, форматы, реализующие принципы персонализации (адаптивности) и геймификации.
В идеале нужно создать «эталонную открытую электронную школу со свободным контентом как для школьников, так и для учителей», заключили эксперты.
IQ
IQ
Автор исследования:
С наступающим Новым Годом! Спасибо за отзывы.
ОтветитьУдалить